Исследование ВШЭ: индекс предпринимательской уверенности в строительстве упал ниже уровня 2008 года

В 2018 году строительная отрасль вышла на небольшой, но стабильный прирост. В 2019 году аналитики рассчитывали на увеличение объемов и прибылей. Все позитивные изменения перечеркнул COVID-19 — пандемия вызвала остановку некоторых производств, проблемы на рынке труда, финансовые сложности и почти вертикальное падение индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). Исследователи Высшей школы экономики (ВШЭ) приводят подробный отчет с графиками и цифрами. В статье — основные результаты исследования.

Фото governmenteuropa.eu

Краткий период роста в 2018, 2019 и первом квартале 2020 года

Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что у строительной отрасли были все шансы снова стать локомотивом экономики. Строительство с 2014 года находилось в упадке, и только после середины 2018 года начался рост:

  • компании нашли решения и перестроились для работы по новым правилам с использованием эскроу счетов;
  • строители научились работать с банками, использовать инвестиции и заемные средства;
  • стабилизировались потоки недорогой иностранной рабочей силы, которая массово применяется на стройках;
  • производители стройматериалов смогли обеспечить строителей качественными продуктами;
  • вырос спрос покупателей на новое жилье, появились выгодные ипотечные предложения, государственные программы.

В таких условиях можно было ожидать плавного перехода строительной отрасли из режима стагнации в активный рост с увеличением объемов. Но вместе с пандемией пришел кризис, который обрушил все прогнозы.

Предприниматель в сфере остекления Владимир Кожушко считает, что в 2018 году в оконной отрасли была точка перезагрузки:

Оконные компании знали, в каком направлении двигаться — все говорили о CRM, развитии, тренингах. Было понятно, что происходит и какие инструменты использовать. В 2019 году оконщики строили планы, создавали сайты, встраивали системы управления, развивались, улучшались. В 2020 году все изменилось — большинство фирм остановилось, прибыль упала. У нас были месяцы, в которые мы вообще ничего не получили.

Вертикальное падение ИПУ в марте 2020 года

При подсчете индекса предпринимательской уверенности учитывают число заключенных договоров, физический объем работ, количество сотрудников, динамику цен на работы и материалы, соотношение инвестиций, собственных и кредитных средств. По результатам исследования ВШЭ, индекс в марте 2020 года упал сразу на 9 пунктов — до -24%:

Источник: отчет центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ; Росстат

Пандемия нанесла удар по строительству сразу с нескольких сторон:

  • Падение спроса. Люди перешли с режима потребления к сберегательной модели поведения. В ситуации с непонятными перспективами не хочется вкладывать деньги в стройку.
  • Снижение доходов. Даже те, кто хотел бы купить квартиру или построить дом, вынуждены отказаться от этого намерения.
  • Проблемы с поставщиками и логистикой. Перевозки и некоторые производства остановились.
  • Сложности на рынке труда. При закрытых границах невозможно организовать потоки миграции рабочей силы.

В результате падение произошло почти отвесно — с -15% до -24%. Таких показателей не было даже в кризис 2008 года, то есть впервые более чем за 10 лет настроение предпринимателей ухудшилось так сильно и резко. Веру в будущее подрывают и прогнозы медиков по второй волне пандемии. Неизвестно, как скоро стабилизируется рынок труда, как будут меняться цены на ресурсы и насколько долго государство продолжит поддерживать отрасль.

У нас осталось не так много времени: сейчас август, значит еще максимум два-три активных месяца. А людей нет и с комплектующими проблемы. Результат — падает качество, срываются сроки.
Некоторые компании неплохо справились с кризисом, сохранили заказы и даже наращивают производство. Георгий Остапкович считает, что из-за увеличения числа организаций в предбанкротном состоянии можно ожидать волны слияний и поглощений. В результате общее число компаний сократится, но появится несколько крупных организаций.

Источник — rbk.ru

Читайте также:

Читайте больше в профильном приложении от SIEGENIA. Мы честно рассказываем об оконном бизнесе, публикуем кейсы и интервью, аналитические отчёты, новости. Промокод при установке: 123456.

Промокод – «123456»

Следите за самыми важными новостями оконной индустрии в нашем телеграм-канале.

Читайте также:

5 (1)

Как оконной компании зарабатывать в период самоизоляции: пять важных направлений

Многие оконные компании простаивают, не знают, что делать во время самоизоляции: заказов нет, люди экономят и отказываются от установки, да и работать во многих регионах запрещено. Мы предлагаем эффективно использовать…
steklo-kotoroe-vidat-ptici

Как защитить пернатых: окна, которые видят птицы

По оценкам экспертов, в мире ежегодно при столкновении с остеклением гибнет до 300 млн птиц. Проблема масштабная и может унести жизни целых стай — например, в Нижнем Новгороде перелетные синицы…
portalnye-sistemy-ehto-unikalnye-konstrukcii-gendirektor-offner-andrej-golikov-o-prodazhe-portalov-cenah-na-osteklenie-i-horoshej-furniture

«Портальные системы — это уникальные конструкции»: гендиректор Öffner Андрей Голиков о продаже порталов, ценах на остекление и хорошей фурнитуре

Увеличение площади остекления — один из главных трендов архитектуры частного домостроения. Потребители все чаще выбирают портальные конструкции для загородных дач, коттеджей и таунхаусов. Тем не менее, многие оконные компании не…