Исследование ВШЭ: индекс предпринимательской уверенности в строительстве упал ниже уровня 2008 года

В 2018 году строительная отрасль вышла на небольшой, но стабильный прирост. В 2019 году аналитики рассчитывали на увеличение объемов и прибылей. Все позитивные изменения перечеркнул COVID-19 — пандемия вызвала остановку некоторых производств, проблемы на рынке труда, финансовые сложности и почти вертикальное падение индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). Исследователи Высшей школы экономики (ВШЭ) приводят подробный отчет с графиками и цифрами. В статье — основные результаты исследования.

Фото governmenteuropa. eu

Краткий период роста в 2018, 2019 и первом квартале 2020 года

Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что у строительной отрасли были все шансы снова стать локомотивом экономики. Строительство с 2014 года находилось в упадке, и только после середины 2018 года начался рост:

  • компании нашли решения и перестроились для работы по новым правилам с использованием эскроу счетов;
  • строители научились работать с банками, использовать инвестиции и заемные средства;
  • стабилизировались потоки недорогой иностранной рабочей силы, которая массово применяется на стройках;
  • производители стройматериалов смогли обеспечить строителей качественными продуктами;
  • вырос спрос покупателей на новое жилье, появились выгодные ипотечные предложения, государственные программы.

В таких условиях можно было ожидать плавного перехода строительной отрасли из режима стагнации в активный рост с увеличением объемов. Но вместе с пандемией пришел кризис, который обрушил все прогнозы.

Предприниматель в сфере остекления Владимир Кожушко считает, что в 2018 году в оконной отрасли была точка перезагрузки:

Оконные компании знали, в каком направлении двигаться — все говорили о CRM, развитии, тренингах. Было понятно, что происходит и какие инструменты использовать. В 2019 году оконщики строили планы, создавали сайты, встраивали системы управления, развивались, улучшались. В 2020 году все изменилось — большинство фирм остановилось, прибыль упала. У нас были месяцы, в которые мы вообще ничего не получили.

Вертикальное падение ИПУ в марте 2020 года

При подсчете индекса предпринимательской уверенности учитывают число заключенных договоров, физический объем работ, количество сотрудников, динамику цен на работы и материалы, соотношение инвестиций, собственных и кредитных средств. По результатам исследования ВШЭ, индекс в марте 2020 года упал сразу на 9 пунктов — до -24%:

Источник: отчет центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ; Росстат

Пандемия нанесла удар по строительству сразу с нескольких сторон:

  • Падение спроса. Люди перешли с режима потребления к сберегательной модели поведения. В ситуации с непонятными перспективами не хочется вкладывать деньги в стройку.
  • Снижение доходов. Даже те, кто хотел бы купить квартиру или построить дом, вынуждены отказаться от этого намерения.
  • Проблемы с поставщиками и логистикой. Перевозки и некоторые производства остановились.
  • Сложности на рынке труда. При закрытых границах невозможно организовать потоки миграции рабочей силы.

В результате падение произошло почти отвесно — с -15% до -24%. Таких показателей не было даже в кризис 2008 года, то есть впервые более чем за 10 лет настроение предпринимателей ухудшилось так сильно и резко. Веру в будущее подрывают и прогнозы медиков по второй волне пандемии. Неизвестно, как скоро стабилизируется рынок труда, как будут меняться цены на ресурсы и насколько долго государство продолжит поддерживать отрасль.

У нас осталось не так много времени: сейчас август, значит еще максимум два-три активных месяца. А людей нет и с комплектующими проблемы. Результат — падает качество, срываются сроки.
Некоторые компании неплохо справились с кризисом, сохранили заказы и даже наращивают производство. Георгий Остапкович считает, что из-за увеличения числа организаций в предбанкротном состоянии можно ожидать волны слияний и поглощений. В результате общее число компаний сократится, но появится несколько крупных организаций.

Источник — rbk.ru

Читайте также:

Читайте больше в профильном приложении от SIEGENIA. Мы честно рассказываем об оконном бизнесе, публикуем кейсы и интервью, аналитические отчёты, новости. Промокод при установке: 123 456.

Промокод — «123 456»

Следите за самыми важными новостями оконной индустрии в нашем телеграм-канале.

Комментарии

Читайте также:

Instagram post — 1290

Сравниваем 3 модели многозапорных замков с цапфами SIEGENIA KFV

Представьте ситуацию: клиент заказывает дверь. Менеджер предлагает многозапорный замок с цапфами. Рассказывает, что это работает как в окне — детали цепляются за ответные планки и держат. Но заказчику оконная фурнитура в двери кажется ненадежной. Он сомневается в безопасности и считает,…
Instagram post — 1285

Советы экспертов по работе на объекте: как уберечься от ошибок и претензий

У оконных компаний ежедневно возникают непростые ситуации — хотя многих из них можно было избежать. Для этого важно не повторять ошибок — перенимать опыт коллег и обновлять правила работы. Наши эксперты дали рекомендации, что предусмотреть, когда…
Instagram post — 1289

5 ошибок застройщика, из-за которых оконная компания может потерять деньги и репутацию

Оконные компании, которые работают с застройщиками, часто сталкиваются с ошибками в проектах. По опросу SIEGENIA, 63% оконщиков встречают в документации нарушения габаритов, а 54% — отсутствие четких требований к остеклению. Это не удивительно. В России целенаправленно учат проектировать СПК…