Оконный завод в 2,5 раза увеличил маржинальность по системе 5С: что это и как ее внедрить

Крупный московский производитель окон поучаствовал в национальном проекте «Производительность труда». В результате завод стал изготавливать и продавать больше окон благодаря порядку в цехах и регламентам. Основное нововведение — система 5С. Это особая культура производства, которую создали на заводах Toyota в Японии, а сейчас используют во всем мире. Делимся результатами проекта и советами по внедрению этой системы.

Время чтения — 5 минут.

Участие оконного завода в проекте и результаты

В России есть национальный проект «Производительность труда». В нем участвуют предприятия из пяти отраслей с выручкой от 400 млн ₽ в год. Цель проекта — повысить производительность труда на 20%.

Добиться таких результатов предприятиям помогают эксперты федерального и регионального центров компетенций. Так, в московской оконной компании эксперты провели диагностику и определили проблемы на производстве. Чтобы их устранить, разработали стандарты работы для сотрудников, обучили их методике бережливого производства, внедрили систему 5С.

Система  — это принципы наведения порядка на рабочих местах. В нее входит:

  1. Сортировка всех предметов на рабочем месте и утилизация ненужного.
  2. Соблюдение порядка.
  3. Содержание в чистоте.
  4. Стандартизация — написание правил для поддержания порядка.
  5. Совершенствование — постоянное улучшение работы для экономии времени и других ресурсов.

За три месяца участия в нацпроекте компания получила такие результаты:

  • производство работает без задержек;
  • сборка окон на пилотной линии занимает на 37% меньше времени;
  • себестоимость окон стала ниже;
  • маржинальность повысилась в 2,5 раза.

Пока изменения коснулись работников только на одной линии изготовления окон. До конца 2024 года этот опыт распространят на весь завод. В планах руководства — продолжить обучение сотрудников и повысить качество продукции.

Как оконной компании внедрить систему 5С, чтобы сократить издержки

Суть системы 5С — тратить меньше денег и сил на производство. Например, на полках хранятся вещи, которыми никто не пользуется, кругом беспорядок, мусор. В цеху не хватает места, сборщик пробирается через коробки, чтобы подойти к рабочему месту. Монтажники не следят за порядком в инструментах, долго собираются и выезжают на монтажи на час позже. Система 5С помогает наладить все это.

Ввести систему можно в три этапа.

1 этап — подготовка

Рассказать сотрудникам, как система 5С поможет повысить безопасность на рабочем месте, снизить затраты, облегчить работу и улучшить качество изделий.

Затем собрать команду проекта, изучить проблемы и поставить задачи:

  • Определить зоны изменений и проблемы — например, на складе приходится долго искать комплектующие, никто не знает, сколько каких наименований осталось.
  • Создать фотоотчеты — как выглядят проблемные зоны сейчас.
  • Поставить конкретные цели проекта — что и зачем нужно изменить, какие приказы, памятки, регламенты подготовить, чтобы закрепить результаты.

2 этап — исполнение

Вот что нужно делать, чтобы шаг за шагом освоить принципы 5С.

  1. Сортировка — все предметы разделить на несколько групп: часто необходимые, редко необходимые, ненужные.
  2. Соблюдение порядка — проверить, чтобы к оборудованию был проход без препятствий, а к материалам — легкий доступ. Также хранить предметы рядом с местом их использования, похожие предметы маркировать и хранить вместе.
  3. Содержание в чистоте — написать расписание уборок и диагностики оборудования.
  4. Стандартизация — доработать инструкции по работе с оборудованием, создать информационные стенды и памятки по результатам предыдущих шагов.
  5. Совершенствование — создать условия, чтобы сотрудники вносили свои предложения, быть готовым признавать свои ошибки и меняться.

3 этап — контроль

Поначалу сотрудники могут загореться и начать работать над этим, но интерес очень быстро пропадает в потоке основных задач. Пока не сформированы новые привычки, важно следить за соблюдением правил.

Возможно, сейчас кажется, что на производстве все хорошо. Но стоит обратить внимание, где и почему появляется брак, какие лишние перемещения и движения делают работники, что из вещей занимает место и при этом не используется. Все это потери, которые ведут к трате денег и времени.

Конечно, сложно взять и сходу внедрить что-то новое. Но это того стоит: система 5С помогает работникам больше зарабатывать, а руководству — развивать компанию, не теряясь в кругу одних и тех же проблем.

Подробнее о системе 5С и вариантах внедрения расскажут специалисты нацпроекта «Производительность труда» на бесплатном вебинаре «Система обучения бережливому производству на предприятии». Он пройдет 13 декабря 2022 года.

P. S. Это не реклама, а добровольная рекомендация от редакции блога 😊

Подпишитесь на рассылку — и вы узнаете, как зарабатывать больше с помощью фурнитуры для порталов, многозапорных замков и проветривателей. Будем рассказывать о конкретных продуктах и научим с ними работать: продавать, встраивать в производство, использовать преимущества.

Такой подборки нет нигде — мы собрали настоящий эксклюзив у экспертов SIEGENIA.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Комментарии

Читайте также:

Instagram post — 1275

«PORTAL FS полностью открывает проем» — кейс компании «Динал»

Согласно опросу в Telegram-канале компании SIEGENIA, менеджеры нечасто предлагают клиентам PORTAL FS — хотя это интересный способ оформления большого проема. В сентябре 2023 года новосибирская компания «Динал» установила PORTAL FS в гостевом доме с баней. Время…
Обложка блог

Первые в Кабардино-Балкарии окна с фурнитурой SIEGENIA ALU — кейс «Даймонд Окна»

Компания «Даймонд Окна» из Кабардино-Балкарии уже 6 лет устанавливает пластиковые окна с фурнитурой SIEGENIA. Когда пришел заказ на остекление двух загородных домов окнами из алюминиевого профиля, они решили и в них использовать проверенную фурнитуру SIEGENIA. Так…
Обложка блог

Как создать скрипты продаж и подготовить менеджера к диалогу с клиентом

Сотрудники отдела продаж практически не выполняют планы. Несмотря на систему наставничества, новички так и не научились продавать и правильно подводить к покупке — теряются и сворачивают диалог. В итоге все держится на опытных менеджерах, но и они от нагрузок просто выгорают. Есть вариант…