Госзакупки: как оконной компании брать выгодные заказы

Чтобы получить крупный заказ на остекление школы, больницы или другого госучреждения, оконной компании нужно участвовать в тендерах. Но мало кто это делает — сложно разобраться в законах и документации. Либо в первый раз не получилось заработать — и пробовать снова как будто нет смысла.

Опрос в Телеграм-канале SIEGENIA показал, что только 9% оконщиков регулярно участвуют в госзакупках с хорошей прибылью. В этой статье руководитель оконной компании с большим опытом тендерных продаж рассказал, как получать выгодные контракты.

Время чтения — 8 минут.

На старте — изучить закон и настроить поиск торгов

Главные принципы контрактной системы закупок — прозрачность и честная конкуренция между участниками. То есть важен профессионализм поставщика, а не его связи.

Вот как проходят закупки: заказчик прописывает требования к исполнителям публикует извещение о закупке в Единой информационной системе затем проверяет заявки и проводит торги.

Поставщику выгодно взять большой заказ и при этом не тратить деньги на рекламу. Но придется углубиться в тему, чтобы не допустить ошибок.

Начинающие участники тендеров обычно стартуют в закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений. В этом законе подробно описаны правила и этапы госзакупок. Стоит пройти обучение, как работать по 44-ФЗ. Например, на сайте Института госзакупок есть бесплатные видеокурсы. А еще можно спрашивать у других предпринимателей, кто как делает — многие охотно поделятся опытом.

Если решили разобраться в порядке проведения торгов самостоятельно, то рекомендуем скачать документ выделить все, что относится к работе оконной компании изучить следить за обновлениями. Сложные моменты, в которых не удалось до конца разобраться, стоит обсудить с юристами, а при подготовке заявок — пользоваться шаблонами.

Заказы можно искать на официальном сайте госзакупок — zakupki.gov.ru. Или с помощью агрегаторов — сервисов автоматизированного поиска. Агрегаторы удобны: можно настроить шаблоны поиска закупок по многим параметрам — и потом возвращаться к ним каждый раз.

Карточка закупки на сайте synapsenet.ru

В расширенном поиске можно выбрать отрасль, регион, набор поисковых запросов, фраз-исключений, способ определения поставщика, срок подачи заявок, начальную стоимость работ. В некоторых сервисах есть настройка уведомлений о подходящих закупках — будете получать их на электронный адрес.

Если поиск настроен правильно, то вы не пропустите извещения заказчиков о закупке и вовремя подадите заявку. Регулярно бывает так, что в торгах на установку или ремонт окон нет других участников — вы можете стать единственным исполнителем и получить контракт по максимальной цене.

А еще в этих сервисах можно получить аналитику по заказчикам, конкурентам и прошедшим торгам. Например, узнать, сколько тендеров в сфере остекления проходит за месяц или за год, на сколько снижают цены поставщики — это поможет спланировать участие в закупках.

Когда готовитесь к участию в госзакупках, важно определить свои цели. Например: получить крупный заказ с хорошей оплатой, добавить в портфолио примечательный объект, не допустить простоя в работе и сохранить свои позиции на оконном рынке. Если цели понятны и есть мотивация, то разобраться в системе закупок будет не так сложно.

Считать рентабельность

В закупках побеждает участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта. В основном идет соревнование по цене. Но в ходе торгов важно следить, чтобы итоговая сумма по контракту была выше себестоимости, и вовремя отозвать заявку, когда есть риск получить убыточный заказ. По закону победитель обязан заключить контракт. Даже если в итоге торгов цена не соответствует объему работ — придется выполнять заказ на таких условиях.

Дело в том, что для участия в тендере поставщики вносят на спецсчет обеспечение заявки — от 0,5 до 30% от начальной цены контракта. Банк блокирует эту сумму на время торгов. Если после победы в тендере отказаться от исполнения — заказчик получит эту сумму в качестве компенсации, а участник потеряет деньги.

Компания «Служим Окнам» с 2018 года работает с госучреждениями. Ее владелец Андрей Плахотнюк рекомендует настроить автоматические расчеты рентабельности по заказам:

Таблица с расчетами по заказу. Рентабельность 0,23 меньше ожидаемой, а во время торгов она упадет еще ниже — на таком заказе заработать не получится. Скриншот от компании «Служим Окнам»

Если вести торги до победного без таких расчетов, можно получить невыгодный заказ. А отказаться в этом случае — значит потерять не только деньги, но и репутацию: компания и учредители попадут в реестр недобросовестных поставщиков и 2 года не смогут принимать участие в госзакупках.

В работе с тендерами нужно делать много расчетов и планировать работу на несколько месяцев вперед. Как правило, оплата по госконтракту приходит после подписания актов приемки выполненных работ. Поэтому в распоряжении компании должна быть свободная сумма примерно в 1,5 раза больше стоимости контракта: на обеспечение заявки, материалы для выполнения работ и зарплаты.

Изучать документы по закупке

Госзакупки — это не лотерея, где кому-то везет, а кому-то нет. Не стоит подавать заявки на все тендеры по остеклению или ремонту окон. Лучше тщательно прорабатывать каждый заказ и не допускать ошибок. Иначе заявку могут отклонить, или компания получит штраф за невыполнение условий контракта.

Вот какой случай произошел с компанией «Служим окнам»:

Как подготовиться к участию в тендере, чтобы ошибок было меньше:

1. Подобрать подходящую закупку. Нужно просмотреть десятки извещений и просчитать рентабельность с учетом подорожания материалов. По расчетам — определить минимальную стоимость и стратегию торгов.

2. Изучить техзадание и требования к кандидатам. Важно сразу оценить, сможет ли компания выполнить все условия. Для этого стоит посмотреть объект с помощью сервиса Яндекс Карты или выехать на место.

3. Обращаться за разъяснениями к заказчику. Если что-то непонятно в документации и есть подозрение, что закупка заточена под конкретного участника — необходимо написать заказчику запрос на разъяснение. Если заказчик не ответил и не скорректировал задание — подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

4. Подготовить заявку. Половину документов можно один раз подготовить и использовать в разных закупках. В документах не должно быть ошибок, перепутанных названий и дат — неправильно оформленные заявки часто становятся причинами отказа в участии на торгах.

В идеале в компании должен быть тендерный отдел — как минимум 2 человека, которые подбирают закупки, изучают документацию, готовят заявки. Так можно снизить риски и брать только прибыльные заказы.

Опыт участия в госзакупках будет полезен в дальнейшем. Рекомендуем делать фотографии выполненных работ, собирать рекомендации клиентов и скриншоты, подтверждающие квалификацию, умение работать с документацией. Портфолио может увеличить шансы компании на победу в коммерческих и корпоративных тендерах.

Эксперт статьи

Андрей Плахотнюк,
владелец компании «Служим Окнам»

Подпишитесь на рассылку — и вы узнаете, как зарабатывать больше с помощью фурнитуры для порталов, многозапорных замков и проветривателей. Будем рассказывать о конкретных продуктах и научим с ними работать: продавать, встраивать в производство, использовать преимущества.

Такой подборки нет нигде — мы собрали настоящий эксклюзив у экспертов SIEGENIA.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Комментарии

Читайте также:

Instagram post — 1283

Помощь партнерам от SIEGENIA: итоги 2023 и планы на будущее

Цены на рекламу растут во всем мире. Например, в 2023 году в России стоимость рекламы в телеграм-каналах увеличилась на 45%. Вместе с ценами растут и затраты на маркетинг. Если ваша цель — достичь уверенного роста в 2024 году и не разориться на рекламе, обратите…
Instagram post — 1172

6 способов оформить большой дверной проем

По опросу в Телеграм-канале SIEGENIA многие оконные компании редко работают с заказами на большие проемы — шириной от 1,2 м и высотой от 2,2 м. Хотя такие заказы весьма прибыльные. Так, распашная дверь для проема 3 м на 2,4 м может стоить от 96 000…
Instagram post — 1303

Обучающий семинар для менеджеров — как SIEGENIA помогает поднять продажи

Если менеджерам не хватает знаний, чтобы эффективно продавать, стоит организовать для них обучение. Нужную информацию могут дать производители фурнитуры, профиля или СПК. Недавно красноярская компания «Махаон» попросила SIEGENIA провести семинар: рассказать…